• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • «От Гайдна до Пьяццоллы»: Владимир Спиваков и оркестр «Виртуозы Москвы» в Барбикане

    Портал «Музыкальные сезоны»

    от 27 марта 2017

    8 марта был преподнесён прекрасный подарок всем любителям классической музыки и почитателям творчества великого маэстро – Владимир Спиваков выступил с очередным составом «Виртуозов» в Барбикане с интереснейшей программой «От Гайдна до Пьяццоллы».

    Владимир Спиваков – истинно талантливый человек, ведущий скрипач нашего времени. Лучше Давида Ойстраха, его учителя, о нём и не скажешь: «Владимир Спиваков принадлежит к числу лучших молодых представителей советского исполнительского искусства, снискавших себе популярность и любовь среди любителей музыки многих стран. Его игру характеризует тонкое и глубокое понимание стиля исполняемых произведений, благородный вкус, безупречное виртуозное мастерство, яркий художественный темперамент».

    Журналисты, писавшие о различных аспектах деятельности Спивакова – как творческой, так и общественной, отмечали, что он умудряется делать больше, чем  обычно позволяет психофизика. А сам артист сослался на фразу дирижёра З. Меты: «Я отдыхаю в Adagio Восьмой симфонии Брукнера…»

    Писать о маэстро можно бесконечно. И о его творческой судьбе, и о его выступлениях – как сольных, так и в роли дирижёра, с оркестром. Ограничимся аспектом его деятельности как мецената и открывателя молодых талантов, иначе статья будет неохватной.

    От своих родителей, переживших войну, Спиваков унаследовал чувство сопереживания и желание протянуть руку помощи тому, кто в этом нуждается. В 1994 году он основал Международный благотворительный фонд, основная задача которого – помогать одарённым детям, способствовать развитию их талантов в музыке и изобразительном искусстве. Целью этой деятельности маэстро является появление на сцене талантливой молодёжи. Слушать его стипендиатов было истинным наслаждением.

    Не знаю, с кого начать… Поэтому по порядку.

    После исполнения «Камерной симфонии» Дмитрия Шостаковича самими виртуозами на сцене появился рояль. Александра Стычкина (дочь пианистки Екатерины Сканави) исполнила Концерт для фортепиано с оркестром Й. Гайдна. Музыка Гайдна, изящная и ясная, была с большим пониманием исполнена юной пианисткой. В некоторые моменты рояль звучал очень поэтично, напоминая арфу. У девочки большое будущее!

    Но какой сюрприз преподнесла следующая стипендиатка! Даниэль Акта, рожденная в Раанане, в 2013 году в возрасте одиннадцати лет стала победительницей Израильского конкурса виолончелистов. Тогда же она была удостоена главной премии на конкурсе MUZE в Афинах, а год спустя – на конкурсе FLAME в Париже. Немудрено, что первым её приметил Даниэль Баренбойм, известный браком с выдающейся английской виолончелисткой Жаклин дю Пре: девочка действительно манерой игры напоминает Жаклин.

    Далее о Даниэль заговорили Зубин Мета, Ицхак Перлман, Максим Венгеров, Владимир Спиваков. Спиваков дал ей стипендию и предоставил первоклассный аккомпанемент для её сольных выступлений.

    Исполнение юной виолончелисткой «Кол Нидрей» Макса Бруха зал слушал с напряжённым вниманием […].

    «Я всегда плакала, когда слышала эту музыку. Мой народ несёт её в своей крови, в генах, в судьбе. Я молюсь, когда её играю. Молюсь за всех, близких и далёких, за тех, кто стал жертвой. За истерзанных и печальных. Плачу – и молюсь», – это слова самой Даниэль. И виолончель, послушная её рукам, плакала и молилась вместе с ней.

    «Шоколадная девочка» очень любит свой инструмент. «У нас есть запись, когда она играла на сломанном инструменте, гриф прижала – и играла, очень хорошо играла, никто даже не догадался», – говорит Лимор, мама Даниэль.

    И вслед за этой сложной и печальной мелодией было мастерски исполнено произведение Давида Поппера «Сияющий полонез» – оно светилось и искрилось задором, вдохновением и обаятельнейшей улыбкой солистки.

    Вслед за этим был сыгран «Гимн красоте» Ф. Гульда. […]

    «Смену времён года в жизни бедного жителя пригорода Буэнос-Айреса» Астора Пьяццоллы – произведение, известное всем под названием «Времена года в Буэнос-Айресе», – представили четыре новых солиста: Денис Шульгин, Лев Ломдин, Георгий Цай и Евгений Стембольский. Этот барочный концерт Пьяццоллы сочетает в себе соло и тутти, а также представляет собой смесь музыкальных традиций: и классической, и джазовой, и афро-испанской. Estaciones Porte?as – цикл, состоящий из четырёх танго. Они были написаны композитором в разное время, но иногда исполнялись им все вместе.

    Каждый солист был хорош по-своему, но было у них и общее: яркая индивидуальность и талант. Особо запомнился своим исполнением третьего танго Георгий Цай, солист оркестра. Играл он великолепно!

    И напоследок – всё тот же Пьяццолла: «Три танго» в исполнении Никиты Власова и «Виртуозов Москвы». Исполнено безупречно, а правая рука на клавиатуре в некоторые моменты напоминала мультяшного осьминожку. Галёрка и ярусы были захвачены исполнением и почти не шевелились […].

    Овации и браво слушателей достались как всем солистам, так и оркестру.

    Владимир Теодорович, прекрасно выглядевший, вёл себя, как всегда, властно, был очень подвижен и энергичен, заряжая всё вокруг своим магнетизмом. Огромное искусство – делать такие незабываемые концерты, которые помнишь годами, а потом с нетерпением ждёшь следующего приезда прославленного коллектива.

    Конечно же, нас побаловали и бисами. Были исполнены: Д. Шостакович, Прелюдия D-dur, Глюк, Аллегретто, И. Брамс «Венгерский танец» – где каждый звук был ощутимым удовольствием и для музыкантов, и для слушателей. Здесь не было никаких проходных или пустых фраз, и эта естественность ощущалась так, словно исходила прямо от нас самих.

    И на закуску, в честь Международного женского дня – Пьяццолла, «Танго любви».

     

    Лора Карт

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?