• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Владимир Спиваков: «Мне хочется услышать этот звук, я предвкушаю…»

    biletomsk.ru

    от 18 октября 2011

    13 октября всемирно известный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова впервые выступил на обновленной сцене Концертного зала Омской филармонии.

     

    Перед концертом состоялась пресс-конференция Владимира Спивакова, во время которой он сделал прекрасный подарок Омской филармонии — скрипку современного французского мастера Даниэля Дефурра, обладающую ярким звуком, который маэстро   с удовольствием продемонстрировал собравшимся журналистам:

     

    «Поскольку вы порадовали меня таким залом… Вот смотрите, какая она красавица! Скрипка в исключительно хорошем состоянии и очень хорошо звучит. Я ее приобрел в Париже, в основном из-за звука, она яркая, и для оркестра — то, что нужно. Для оркестра, я думаю, это хорошее приобретение».

     

    О новом зале Омской филармонии Владимир Спиваков высказался весьма эмоционально, назвав старый Концертный зал нафталинным воспоминанием о советской власти:

     

    «Тяжело было — воздух был тяжелый, ужасные гримерки, сцена кошмарная. Ощущение было такое — в бараке играем. И вдруг сегодня до встречи с губернатором я приехал сюда и посмотрел новый зал. Не только посмотрел, я зашел внутрь и услышал, как звучит оркестр. Я могу поздравить всех омичей и всех людей, которые приезжают в город Омск, с таким залом!  Леонид Константинович сдержал свое слово. Я считаю, что это просто потрясающее приобретение!

    Очень важно ребенку дать хороший инструмент в руки, не обязательно Гванрери, но хотя бы инструмент, который прилично звучит — потому что это вырабатывет звук. Необыкновенно важным и существенным элементом развития оркестра является акустика зала. Все замечательные оркестры, которые существуют сегодня в мире, росли с залом. Венская филармония — потрясающая акустика, помимо красоты! Ленинградская филармония — потрясающая акустика! Концертгебау в Амстердаме — замечательный! Берлин, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк — везде, где есть хорошие оркестры, они все работают в прекрасных залах. Это формирует звук, это дает возможность слышать друг друга на сцене.

    Я сегодня не узнал не только зал, я услышал, как прекрасно звучит оркестр — тонко, мягко, всё слышно, все голоса. Чудо, честно говоря! Тем более, рядом с храмом это всё получилось… Музыка, собственно говоря, вышла из религии и благодаря религии мы даже ноты имеем, которые монах Гвидо Аретинский изобрел».

     

    По мнению маэстро, новая сцена подразумевает разнообразие новых проектов, в детали некоторых он посвятил и омских журналистов:

     

    «В апреле 2012 года состоится фестиваль, он не будет грандиозным, но несколько концертов с Национальным филармоническим оркестром мы дадим здесь. Мне даже хочется услышать этот звук. Я так предвкушаю, что это будет, когда сядет оркестр большой и окутает звучанием зал, публику…

    К тому же мне хочется здесь показать один проект, который имел очень большой успех везде, где мы его показывали — в Москве, Киеве, Владивостоке. Это фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» с живой музыкой, с живым оркестром. Впечатление потрясающее! Это и для детей, и для взрослых — все счастливы! Чарли Чаплин до сих пор необходим очень людям, потому что он учит милосердию, близок каждому человеку как тонкой субстанции. Мы все на краю пропасти в общем-то находимся… Вот так, как он смотрит скульптуру, а сзади люк — секунда и человека нет! Но тут люк закрывается, к счастью!»

     

    III Международный конкурс скрипачей им. Юрия Янкелевича, ставший уже традиционным на омской земле, состоится в следующем году. Как выразился Владимир Спиваков, который является почетным президентом конкурса, в этом отношении всё хорошо. Впрочем, не обойдется без «смены декораций», а именно Александр Брусиловский не будет председательствовать в жюри:

     

    «Почему, объясню вам… Как мне показалось, это была общая точка зрения людей, которые присутствовали на всех прослушиваниях. Там некоторая несправедливость намечалась. Я не люблю, когда обманывают людей. Ни в крупном, ни в мелком. Какая-то ангажированность была в этом. Потому что нельзя сажать в жюри отца, сын которого участвует в конкурсе. С моей точки зрения, это сам по себе факт такой странный. Связь такая была, которой, как мне показалось, не должно быть на конкурсе…

    Все-таки мы стремимся хотя бы к справедливости. Полностью справедливость, наверное, невозможно получить на конкурсе, потому что это и дело вкуса, и разные школы, и разные обстоятельства. Даже у талантливого человека может что-то случиться в этот день — плохо себя почувствует, сыграет хуже, чем он может играть — обидно, но бывает. А конкурс — такая вещь злая, в каком-то отношении. Нужно играть всегда стопроцентно! Очень сложно. Как говорил сам Юрий Исаевич Янкелевич: «Чтобы получить первую премию, ты должен играть на 10 голов лучше всех!». Так что Брусиловского не будет. Будет выдающийся музыкант возглавлять жюри — Михаил Копельман, это тоже ученик Юрия Исаевича, он играл в квартете Бородина, в Токио-Квартете, преподает в Америке, пользуется колоссальной репутацией и уважением».

     

    На вопрос, почему профессию дирижера в основном представляют мужчины, маэстро ответил философски:

     

    «Женщины способны на всё, они управляют миром чаще, чем мужчины. Когда мужчина думает, что он выбирает женщину, это просто призрак! На самом деле всё наоборот. Так случилось, что больше мужчины в профессии дирижера. Шахтеров тоже больше мужчин, будем так говорить…

    Это самый трудный вопрос в жизни — как добиться гармонии? Марина Ивановна Цветаева сказала, что на созвучиях построен мир… Если исходить из этого посыла, некоторые вещи просто не нужно портить, их нужно беречь. Я уважаю людей, с которыми я работаю, это очень важно. Даже самый маленький человечек, который приходит в фонд, чувствует это уважение и любовь. Всё очень трогательно. Я как-то болел, вдруг Рома Болдырев, ему 11 лет, приехал с какой-то коробкой ко мне: Я вам испек пирог, чтобы вы не болели, здесь шоколад, печенье, курага… Этот пирог, конечно, есть было почти невозможно, но я все-таки честно попробовал…»

     

    В ближайших планах Владимира Спивакова, помимо множества гастрольных туров, работа над студийной записью оперы Чайковского «Иоланта». Играть эту гениальную оперу будет Национальный филармонический оркестр, а солировать — Анна Нетребко.

     

    Также в Москве пройдет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», который проводится раз в два года. В этом году, в рамках фестиваля, в Центральном доме художника будет открыта выставка воспитанницы Фонда Спивакова Анны Павловой.

     

    Вот как состоялось открытие этой уникальной художницы:

    «Я приехал в Могилев — не Чикаго, не Москва, даже не Санкт-Петербург. И мне местная школа художественная показывала работы, я листал и вдруг вижу — потрясающие вещи. Я говорю: А кто автор этих вещей? Стоит девочка маленькая, говорит: Это я, Аня Павлова. А ты знаешь, что такое пуантилизм? Она в этой манере работала. Она говорит: Нет. Ты знаешь художников Сеньяка, Сёра? Нет. В музее была? Мы с папой ездили в музей в Минск. Вот, от Бога такая девочка. Конечно, ей была оказана помощь всесторонняя, она училась и в Москве, и в Ленинградской академии художеств, потом она поступила первым номером в Брюссельскую академию художеств. Она патриотка Беларуси, вернулась обратно к себе в город и там устроили в местном музее замечательную ретроспективную выставку. И сейчас в рамках фестиваля будет ее выставка. Чудесные работы, просто философские, потрясающие работы!

    Дети — как птицы, они летят туда, где тепло. Кстати сказать, самые интересные работы — издалека, например, с острова Сахалин. Незамыленный глаз, что называется. Они более свободны…»

    Валентина Борохова

    biletomsk.ru (от 18 октября 2011 г.)

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?